375-445957735

ZROS DOSAAF

Подготовка водителей транспортных средств в Минске

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации учебно-производственного процесса по подготовке (переподготовке) водителей механических транспортных средств


ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение об организации учебно-производственного процесса по подготовке (переподготовке) водителей механических транспортных средств (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь по подготовке водителей:
Государственными стандартами Республики Беларусь:
СТБ 2191.1-2011 «Услуги по подготовке, переподготовки и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 1. Основные требования» (далее – СТБ 2191.1-2011);
СТБ 2191.2-2011 «Услуги по подготовке, переподготовки и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 2. Требования к проведению экзаменов в учебных организациях» (далее – СТБ 2191.2-2011); СТБ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» (далее – СТБ ИСО 9001-2001);
СТБ 1567-2005 «Средство транспортное учебное механическое. Требования к дополнительному оборудованию и методы проверки» (далее – СТБ 1567-2005);
постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 47 от 23 октября 2012 г. «Об утверждении единых программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств, кроме колесных тракторов, и лиц, обучающих управлению ими», в редакции Постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.12.2014 № 41 (далее Программа).
2. В Положении излагаются основные требования к организации учебно-производственного процесса по подготовке, переподготовке (далее – подготовка) водителей механических транспортных средств (далее – МТС) по соответствующим программам в Заводской районной организационной структуре ДОСААФ (далее – организация), имеющей сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на услуги по подготовке водителей МТС.
3. Данное Положение не отменяет действие указанных технических нормативных правовых актов Республики Беларусь по подготовке водителей.
4. Положение является локальным нормативно-правовым актом, его требования обязательны к исполнению руководством организации, лицами, обучающими управлению МТС и учащимися.
5. При вступлении в силу других технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, касающихся подготовки водителей, их требования вносятся в Положение установленным порядком и доводятся до исполнителей.
6. Руководитель организации планирует и организует работу по выполнению требований Положения, а также осуществляет контроль за состоянием учебно-методической работы, подготовкой преподавателей, мастеров производственного обучения и мастеров производственного обучения управлению МТС (далее – мастер ПОУ МТС) к занятиям и качеством их проведения.

ГЛАВА 2 ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПОДГОТОВКЕ (ПЕРЕПОДГОТОВКЕ) ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
7. Подготовка водителей МТС осуществляется на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг по подготовке водителей, заключаемых в письменной форме с обучаемыми лицами или с организациями, направляющими на обучение, организациями – заказчиками кадров (далее – договор).
8. Запись на обучение по программе подготовки, переподготовки водителей механических транспортных средств производится на основании учетной карточки заполненной и сданной в учебную часть желающим пройти обучение и стать членом РГОО ДОСААФ.
9. При заполнении учетной карточки кандидат в водители представляет ответственному лицу за прием учащихся на обучение:
паспорт;
медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению МТС соответствующей категории; фотографическую карточку 3х4 см (бюст, анфас, без головного убора на светлом фоне) – 2 шт.;
водительское удостоверение и талон к водительскому удостоверению (при переподготовке);
10. Учебные группы формируются по мере укомплектования в зависимости от режима теоретического обучения (вечерние, дневные, выходного дня). Очередность зачисления на обучение устанавливается в порядке подачи заполненной учетной карточки на подготовку (переподготовку) водителей соответствующей категории.
11. За несколько дней до начала занятий, лицо, заполнившее и сдавшее учётную карточку, приглашается на организационное собрание, где доводятся:
основные требования Положения, касающиеся порядка и условий прохождения обучения и общие требования к учащимся;
стоимость обучения и порядок оплаты;
правила сдачи выпускных экзаменов в организации и квалификационных экзаменов в ГАИ;
места проведения занятий.
12. Договор оформляется в письменной форме, составляется в двух экземплярах (при оплате за подготовку по безналичному расчету – в трех экземплярах: учащемуся, Заказчику и Исполнителю) и подписывается сторонами. Подписанный договор регистрируется в журнале регистрации договоров на оказание услуг по подготовке (переподготовке) водителей МТС. Один (два) экземпляр(а) передается учащемуся и Заказчику, второй (третий) хранится у исполнителя.
13. Перед началом занятий издается приказ руководителя организации о создании учебной группы.

ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ
14. Подготовка и переподготовка водителей МТС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании программ утверждённых постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 47 от 23 октября 2012 г., в редакции Постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.12.2014 № 41
15. Организация оказывает услугу по подготовке (переподготовке) водителей МТС на основании сертификатов соответствия, зарегистрированных в реестре Национальной системы соответствия Республики Беларусь:
Номер сертификата
Подготовка (переподготовка) водителей категории
Срок действия сертификата
BY/112 04.13. 078 02739 «В» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02741 «В» и «С» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02740 «С» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02742 с «В» на «С 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02744 с «С» на «D» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02743 с «В» на «D» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 02745 «ВЕ» 28/11/2018
BY/112 04.13/ 078 027446 «СЕ» 28/11/2018

16. Объем подготовки (переподготовки) водителей МТС составляет:
Подготовка (переподготовка) водителей категории
Количество часов
всего в том числе на
теоретическую подготовку
управление автомобилем
В 220 170 50
В» и «С 455 380 75
С 437 380 57
с В на С 155 136 19
с В на D 228 177 51

с С на D 170 141 29
ВЕ 69 54 15
СЕ 89 64 25

Согласно требований руководящих документов, для представления учащегося в экзаменационный отдел ГАИ на сдачу квалификационных экзаменов, добавляется 2 часа теоретических занятий и 1 час управления автомобилем.
17. Основными формами обучения являются:
17.1. утренняя – с 9.00 до 12.20, дни занятий – понедельник, среда, пятница;
17.2. вечерняя – с 18.00 до 21.20, дни занятий – понедельник, среда, пятница или с 18.00 до 22.10, вторник, четверг;
17.3. выходного дня – с 9.00 до 14.05, дни занятий – суббота, воскресенье;
17.4. возможны другие режимы в соответствии с востребованностью и по согласованию с учащимися.
18. Место оказания услуги: г. Минск, ул. Бехтерева, 8 (теоретическая подготовка), обучение управлению автомобилем категории «В» на автодроме (территория организации) и на дорогах общего пользования по утвержденным маршрутам. Обучение управлению автомобилем других категорий – на автодроме р-н п. Боровая.
19. Установлены следующие минимальные сроки обучения по подготовке и переподготовке водителей:
подготовка водителей на категорию В – не менее 3 мес.;
подготовка водителей на категории В и С (совместно) – не менее 3,5 мес.;
переподготовка водителей с категории В на С – не менее 1 мес.;
переподготовка водителей с категории В на D – не менее 2 мес.;
переподготовка водителей с категории С на D – не менее 1,5 мес.;
переподготовка водителей с категории В на ВЕ – не менее 15 дней.
переподготовка водителей с категории С на СЕ – не менее 1 мес.

20. Лица, зачисленные на подготовку, именуются учащимися, а сформированные из них группы – учебными группами.
21. Численность учебной группы, включая учащихся, переведенных для обучения из других групп, не должна превышать 30 человек. При переводе учащихся из одной группы в другую руководителем организации издается приказ, в котором указывается причина перевода и количество фактических часов обучения по каждому предмету. Для проведения теоретических, лабораторно - практических и практических занятий предоставляется место и время в соответствии с выбранным режимом обучения.
22. Зачисление на подготовку, отчисление, допуск к экзамену, перевод учащихся (из одной группы в другую) и выпуск учащихся, сдавших экзамены, оформляется приказами руководителя организации.
23. Продолжительность учебного часа теоретических, лабораторно-практических, практических занятий – 45 минут, обучения вождению на автомобиле – 60 минут, из них на контрольный осмотр автомобиля, постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену учащихся не более 10 минут (при проведении двухчасового занятия время соответственно удваивается).
24. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составляемым учебной частью организации для каждой учебной группы. Расписание утверждается руководителем организации.
25. Учет проведения теоретических, лабораторно-практических и практических занятий, посещаемости, оценки знаний ведется в журнале учета занятий (далее – журнал).
26. Журнал является основным документом, отражающим выполнение программы по всем теоретическим предметам обучения. Журнал ведется в каждой учебной группе. Преподаватель является лицом, ответственным за его правильное ведение.
27. Учет проведения практических занятий, выполнения тематического плана по практическому вождению и оценки знаний ведется в индивидуальной книжке обучения управлению МТС, в путевом листе на учебное МТС, а расход топлива, израсходованного на проведенное занятие – в сводной ведомости учета фактического расхода топлива. Индивидуальные книжки и сводные ведомости фактического расхода топлива оформляются и ведутся на каждого учащегося. Заполнение книжки и соответствующего раздела путевого листа и сводной ведомости учета фактического расхода топлива производится мастером после каждого занятия в присутствии учащегося. Достоверность записей в указанных документах подтверждаются подписью учащегося в них.
28. Практические занятия по вождению проводятся на автомобилях организации в дневное время и в рабочие дни (за исключением упражнений отрабатываемых в ночное время), с 7.00 до 20.00, в соответствии с графиком заранее согласованным с учащимися и утвержденным заместителем председателя по производственной части. Продолжительность занятий не более двух часов в день с одним человеком. Занятия по вождению автомобиля запрещается проводить во время учебных часов теоретических, практических и лабораторно-практических занятий.
29. Запрещается обучение управлению на учебных МТС, оборудованных автоматической коробкой переключения передач.
30. Совершенствование навыков управления автомобилем на дорогах в темное время суток проводится в период от захода солнца, но не позднее 24.00.
31. Во время обучения управлению на дорогах общего пользования каждый учащийся должен проехать на учебном МТС не менее 15 км в течение одного часа.
32. Обучение управлению автомобилем начинается после изучения учащимися тем теоретических занятий и получения по ним положительных оценок, в том числе:
32.1. для подготовки водителей категории «В», «ВС», «С» – темы 1 «Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения» предмета «Правила дорожного движения» и темы 2 «Методические основы по использованию органов управления автомобилем» предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения»;
32.2. для переподготовки с В на С – темы 2 «Методические основы по использованию органов управления автомобилем» предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения»;
32.3. для переподготовки с В на D, с С на D – темы 4 «Особенности управления автобусом» предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения»;
33. Для контроля качества теоретической подготовки и принятия решения о допуске к теоретическому экзамену, каждый учащийся должен выполнить задания итоговых занятий и получить положительные итоговые оценки по всем теоретическим предметам обучения.
34. С этой целью, во время обучения по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В» и «ВС», для получения положительной итоговой оценки по предмету «Правила дорожного движения», каждый учащийся должен выполнить два задания итогового занятия. Первое по темам №№ 1 и 2, второе по темам №№ 1, 2, 3, 4 тематического плана. Задания выполняются на компьютерах и включают в себя два билета по 10 вопросов в каждом. Для получения положительной оценки необходимо ответить правильно не менее чем на 19 вопросов и затратить время не более 10 мин. на каждый билет.
35. При получении неудовлетворительной оценки по любому из заданий итогового занятия учащийся в процессе подготовки имеет право повторных попыток на получение положительной оценки, но не чаще чем через один день.
36. В случае невыполнения хотя бы одного из заданий за два дня до даты экзамена в организации, учащийся не допускается к теоретическому экзамену, как не получивший положительной итоговой оценки по предмету «Правила дорожного движения».
37. Учащиеся, не получившие положительных оценок по заданиям итогового занятия до даты экзамена в организации, допускаются к последующим их выполнением после проведения с ними не менее 4-х часов дополнительных занятий на платной основе по стоимости согласно прейскуранту.
38. Учащиеся по программам подготовки водителей МТС кат. «В» и «ВС» в процессе обучения вождению должны выполнить задания двух тематических контролей для определения навыков управления автомобилем. Первый тематический контроль проводится после отработки темы № 2 по обучению управлению автомобилем «Обучение на автодроме». Второй тематический контроль проводится после отработки темы № 4 по обучению управлению автомобилем «Вождение в особых условиях».
Водители, проходящие переподготовку на категории «С», «Д», «ВЕ» и «СЕ» выполняют задание одного тематического контроля.
39. Тематический контроль проводится комиссией в составе председателя: заместителя председателя по производственной части и членов комиссии: ведущего преподавателя, ведущего мастера ПОУ МТС.
40. В случае неудовлетворительного выполнения задания тематического контроля учащийся допускается к повторной проверке после отработки не менее 1 часа дополнительного занятия по вождению автомобиля за отдельную плату согласно прейскуранту.
41. Спорные вопросы между учащимся и лицом, проводившим тематический контроль, решает комиссия, создаваемая приказом руководителя организации.

ГЛАВА 4 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНОВ
42. Экзамены в учебной организации проводятся с целью определения степени усвоения учащимися соответствующей программы подготовки водителей МТС.
43. К сдаче экзаменов допускаются учащиеся, выполнившие соответствующую программу в полном объеме, выполнившие задания итоговых занятий, получившие положительные итоговые оценки по всем теоретическим предметам обучения, а так же оплатившие полную стоимость курса обучения и израсходованного топлива.
44. Ответственность за организацию и проведение экзаменов, а также достоверное, правильное и полное оформление документации (уведомлений, журналов, протоколов, приказов, свидетельств), возлагается на заместителя руководителя организации по учебной части.
45. Лица, обучающие управлению МТС, не позднее, чем за один день до экзаменов предоставляют заместителю руководителя по учебной части оформленную документацию на учебную группу (журнал учета занятий, индивидуальные книжки обучения управлению МТС). Кроме того, предоставляются письменное уведомления от ведущего преподавателя, преподавателя по медицинской подготовке и мастеров ПОУМТС о готовности учащихся группы к экзаменам, в которых указывается количество учащихся, выполнивших и не выполнивших учебную программу подготовки и причины, по которым учащиеся не допущены к сдаче экзаменов.
46. Экзамены состоят из теоретического и практического экзаменов, которые проводятся поэтапно: вначале – теоретический, затем – практический. Учащиеся, не сдавшие теоретический экзамен, к сдаче практического экзамена не допускаются.
47. Теоретический экзамен включает:
47.1. у учащихся, проходящих переподготовку на право управления МТС категорий «В» - три билета, с вопросами по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, правовым основам дорожного движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, проводится на компьютерах;
47.2. у учащихся, проходящих подготовку на право управления МТС категорий «С» и «ВС» - три билета, из которых два билета должны отражать вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, правовым основам дорожного движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, решение проводится на компьютерах, и один билет на бумажном носителе, который должен включать вопросы по устройству и эксплуатации МТС кат. «С».
48.Теоретический экзамен у водителей, проходящих переподготовку на право управления МТС категорий «С», «D», «ВЕ» и «СЕ» проводится по билетам на бумажном носителе и включает:
48.1. у водителей, проходящих переподготовку на право управления МТС категорий «С» или «D» - три билета, из которых два билета должны содержать вопросы по устройству и эксплуатации МТС и один билет – вопросы по основам управления транспортным средством и безопасности движения;
48.2. у водителей, проходящих переподготовку на право управления составами транспортных средств категории «ВЕ» и «СЕ» - три билета, из которых два должны содержать вопросы по основам управления транспортным средством и безопасности движения и один билет – вопросы по устройству и эксплуатации составов транспортных средств соответствующей категории.
49. Каждый билет (на компьютере или на бумажном носителе) содержит десять вопросов, а каждый вопрос – от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Для подготовки ответов на вопросы одного билета, каждому учащемуся отводится 15 мин. Последовательность ответов на вопросы в билете выбирается учащимся самостоятельно.
50. Информация о правильности ответов на вопросы, включенные в билет ЭВМ, отображается на экране монитора только после ответа на последний вопрос билета, либо по истечении установленного времени.
51. Ответы на вопросы билетов на бумажном носителе фиксируются учащимся чернильной или шариковой ручкой в экзаменационной карточке по теоретическому экзамену. Ответ на вопрос билета, имеющий исправления, считается неправильным.
52. Отметка «Сдан» выставляется учащемуся в случае, если им допущено не более одной ошибки в каждом билете и на решение вопросов одного билета затрачено не более 15 мин. Положительная оценка по теоретическому экзамену считается действительной в течении 30 дней, по истечению указанного срока экзамен назначается вновь.
53. Если в ходе проведения теоретического экзамена учащийся пользовался литературой или прибегал к помощи других лиц, экзамен прекращается и ему выставляется отметка «Не сдан».
54. До проведения плановых квалификационных экзаменов в ГАИ учащимся для сдачи теоретического экзамена в организации предоставляется одна попытка. Повторный экзамен назначается не ранее чем через 5 дней. После трёх неудовлетворительных попыток, каждый следующий экзамен дополнительно оплачивается, согласно прейскуранту.
55. Практический экзамен на право управления МТС категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ» проводится в два этапа. На первом этапе у учащихся оцениваются навыки управления МТС на автодроме, на втором – в условиях реального дорожного движения по заданному маршруту.
56. Практический экзамен осуществляется на учебном МТС, на котором проводилось обучение. В случае невозможности предоставления на экзамены по объективным причинам автомобиля, на котором проводилось обучение, по желанию учащегося, предоставляется другой автомобиль.
57. При совмещенной подготовке на право управления МТС категорий «В» и «С» каждый из этапов принимается на МТС по каждой из экзаменуемых категорий.
58. Для определения навыков управления МТС категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ» на первом этапе практического экзамена оценивается выполнение учащимся следующих элементов:
- преодоление подъема (эстакады), остановка на подъеме в определенном месте, начало и продолжение движения. При этом, трогание МТС с места должно быть плавным, двигатель не должен быть остановлен, а МТС не должно откатиться назад более чем на 30 см;
- заезд МТС передним и (или) задним ходом в бокс – движение осуществляется передним и (или) задним ходом с поворотом в бокс, расположенный перпендикулярно к направлению движения, за одноразовое включение передачи;
- постановка МТС боковой стороной в бокс – движение осуществляется правой стороной задним ходом в бокс, расположенный параллельно направлению движения, за одноразовое включение передачи заднего хода;
- разворот МТС на участке ограниченных размеров – движение осуществляется с одноразовым включением передачи заднего хода;
- движение МТС по габаритной восьмерке (кругу) – выполняется передним ходом по часовой стрелке, без остановки и применения передачи заднего хода;
- движение МТС по габаритному тоннелю – движение осуществляется через створ ворот, образуемый двумя рядами ограничителей элемента;
- движение МТС по габаритной змейке – осуществляется последовательным движением через четыре проезда передним ходом;
- остановка МТС у «стоп-линии» - осуществляется таким образом, чтобы в момент остановки передние колеса МТС находились в полуметровой зоне перед «стоп-линией».
59. Время на выполнение первого этапа практического экзамена не более 20 мин.
60. Отметка «Сдан» выставляется учащемуся за выполнение всех вышеуказанных элементов автодрома.
61. Не засчитывается выполнение элемента автодрома при:
- касании МТС ограничителей элемента;
- остановке двигателя МТС по вине учащегося;
- не плавном трогании МТС с места остановки на подъеме или при его откате с места остановки более чем на 30 сантиметров;
- остановке МТС или применении заднего хода при выполнении элемента «габаритная восьмерка» («круг»);
- остановка передних колес МТС за пределами полуметровой зоны перед «стоп-линией»;
- включении передачи заднего хода более одного раза при выполнении элементов: участка для разворота МТС при ограниченной ширине проезжей части, бокса для постановки МТС на стоянку задним ходом, бокса для постановки МТС на стоянку боковой стороной.
62. При невыполнении элемента с первой попытки практический экзамен продолжается с исходной позиции данного элемента. На выполнение каждого элемента отводится не более двух попыток.
63. Учащийся, не сдавший первый этап практического экзамена, к сдаче второго этапа не допускается.
64. На втором этапе практического экзамена у учащегося оцениваются навыки управления МТС в условиях реального дорожного движения по заданному маршруту, протяжённостью не менее 5 км. На выполнение второго этапа каждому учащемуся отводится не более 30 мин.
65. За совершение ошибок (нарушений) на втором этапе практического экзамена учащемуся начисляются штрафные баллы: за значительную ошибку – пять баллов, незначительную – два. Классификация ошибок приведена в приложении Д и экзаменационной карточке для сдачи практического экзамена в школе.
66. Отметка «Сдан» выставляется в случае проезда учащимся заданного маршрута без создания аварийной ситуации при условии, что он набрал в сумме не более восьми штрафных баллов за значительные и незначительные ошибки.
67. Отказ от выполнения или невыполнение учащимся какого-либо элемента первого этапа, невыполнение учащимся указаний члена комиссии при выполнении второго этапа практического экзамена, превышение установленного норматива времени на выполнение этапов, создание аварийной ситуации на обоих этапах, вызвавшее необходимость вмешательства мастера ПОУ МТС для предотвращения ДТП, набор более восьми штрафных баллов фиксируются отметкой «Не сдан».
Примечание: аварийная ситуация это ситуация, которая может привести к повреждению транспортного средства, элементов дороги или автодрома, травме людей, вынуждающая экзаменующего вмешаться в ход экзамена.
68. До назначенных учебной группе квалификационных экзаменов в ГАИ учащимся для сдачи практического экзамена в школе предоставляется одна попытка.
ГЛАВА 5 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗАМЕНОВ
69. Результаты теоретического и практического экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии, который подписывается председателем, всеми членами комиссии и заверяется печатью учебной организации.
70. Учащимся, успешно сдавшим экзамены, учебной организацией выдается свидетельство установленного образца о прохождении подготовки водителя. Получение свидетельства удостоверяется подписью получившего в протоколе экзаменационной комиссии.
71. Учащиеся, сдавшие экзамены и получившие свидетельства, в составе учебной группы представляются руководством организации для сдачи квалификационного экзамена в регистрационно-экзаменационное подразделение Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

ГЛАВА 6 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
72. Учащиеся, не сдавшие теоретический или практический экзамен, допускаются к повторному экзамену в дни определенные приказом руководителя организации (теоретический экзамен по четвергам в 16.30, практический по пятницам в 10.30) или с очередными группами.
73. Повторные теоретический и (или) практический экзамены назначаются не ранее чем через 5 дней со дня проведения предыдущего экзамена.
74. Повторный прием теоретического экзамена осуществляется в соответствии с пунктами 43-49. Количество повторных теоретических экзаменов не ограничивается. После 3-х неудачных попыток, каждый следующий теоретический экзамен проводится платно, в соответствии с прейскурантом.
75. Повторный прием практического экзамена предусматривает проведение:
75.1. теоретического экзамена (если с момента предыдущей сдачи теоретического экзамена прошло более 30 дней), в ходе которого учащийся должен ответить:
75.1.1. на один билет при подготовке на право управления МТС категорий В, который должен включать в себя вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
75.1.2. на два билета при подготовке и переподготовке на право управления МТС категорий ВС, С, D, BE, СЕ, – один из которых должен включать в себя вопросы по правилам дорожного движения, основам управления транс¬портным средством и безопасности движения, доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП, а второй – вопросы по устройству и эксплуатации МТС соответствующей категории;
75.1.3. на два билета при переподготовке на право управления МТС категорий С, D, BE, СЕ, – один из которых должен включать в себя вопросы по основам управления транспортным средством и безопасности движения, а второй – по устройству и эксплуатации МТС соответствует.
76. Повторная сдача практического экзамена проводится за дополнительную плату в соответствии с прейскурантом, начинается с этапа, который не был сдан на предыдущем экзамене.
77. Учащиеся, не сдавшие практический экзамен с трех попыток, к последующей сдаче экзамена допускаются после прохождения дополнительных занятий в объеме не менее 10 % программы пред¬мета «Управление автомобилем».
78. Учащиеся, сдавшие экзамен (экзамены), представляются к сдаче квалификационных экзаменов в подразделение ГАИ в составе очередных учебных групп.
79. Учебная организация предоставляет учащемуся транспортное средство для сдачи квалификационного экзамена в ГАИ только один раз.

ГЛАВА 7 ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЮ МЕХАНИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ПОРЯДОК ЕЕ ВНЕСЕНИЯ
80. Стоимость услуги по обучению и представлению в ГАИ для сдачи квалификационного экзамена (далее стоимость обучения) определяется в соответствии с прейскурантом цен, утвержденным приказом руководителя организации.
81. Оплата производится путем перечисления суммы на расчетный счёт учебной организации через банк или по безналичному расчёту согласно выставленной бухгалтерией счет-фактуре и составленного договора. Моментом оплаты считается день зачисления денежных средств на расчетный счет организации.
82. Стоимость оказываемых услуг, сроки и способ оплаты сообщаются до начала занятий на организационном собрании.
83. К началу занятий можно произвести оплату в полном размере или по частям.
84. При внесении 100% стоимости, учащийся освобождается от дополнительных выплат, связанных с увеличением стоимости услуг.
85. При оплате обучения частями необходимо:
85.1. Для учащихся проходящих подготовку на право управления МТС категории «В», «С» и «ВС» внести на счет организации:
- 40 %стоимости услуг до начала занятий;
- 30 % не позднее 45 дней после начала занятий;
- 30 % стоимости не позднее, чем за 15 дней до даты квалификационного экзамена, назначенного группе при регистрации в ГАИ.
Размер второй и третьей частей оплаты может быть изменен в случае изменения стоимости оказания услуг, при этом размер второй и третьей частей рассчитывается исходя из стоимости услуг действующей в организации на момент оплаты.
85.2. Для учащихся проходящих переподготовку на право управления МТС категории «С», «Д» и «ВЕ», «СЕ» внести на счет организации:
- 50 % стоимости до начала занятий;
- 50 % стоимости не позднее 30 дней после начала занятий.
Размер второй части оплаты может быть изменен в случае изменения стоимости оказания услуг, при этом ее размер рассчитывается исходя из стоимости услуг действующей в организации на момент оплаты.
86. Оплата оказываемых услуг по безналичному расчету должна производиться одним платежом до начала занятий, если это не предусмотрено другими условиями.
87. Оплата расхода автомобильного топлива производится учащимся, путем внесения предоплаты до начала практических занятий по обучению управлению МТС. Размер предоплаты определяется исходя из расчетного количества автомобильного топлива, необходимого на проведение полного курса практических занятий по управлению МТС (включая топливо для предоставления автомобиля на квалификационный экзамен в ГАИ) и стоимости топлива на день оплаты.
88. Отсутствие предоплаты за топливо является основанием для запрещения начала занятий по практическому обучению управлению МТС. Документом, подтверждающим поступление предоплаты за топливо, является ведомость фактического расхода топлива, выданная бухгалтерией организации учащемуся или мастеру ПОУ МТС.
Не выполнение требования данного пункта является грубым нарушением порядка оказания услуг и лица виновные в этом привлекаются к ответственности.
89. По окончании полного курса обучения производится перерасчёт оплаты топлива по его фактическому расходу, а так же с учетом изменения стоимости топлива за период обучения. Разница стоимости израсходованного автомобильного топлива и внесенной предоплаты, в 5- дневный срок вносится обучаемым в качестве доплаты, или как переплата возвращается ему организацией.
90. В случае неуплаты, в оговоренные сроки, денежных средств за обучение в соответствии со стоимостью и порядком расчетов, практические занятия по обучению управлению МТС с обучаемым приостанавливаются, а в случае не уплаты денежных средств за топливо – не начинаются до внесения полагающейся оплаты.
91. При задержке оплаты учащимся в соответствии со стоимостью и порядком расчетов более чем на 7 календарных дней организация вправе отчислить учащегося без возврата ранее уплаченных им денежных средств.
92. В случае неоказания организацией услуги по представлению учащегося в составе учебной группы для сдачи теоретической части квалификационного экзамена в ГАИ, а также не оказания услуги по предоставлению учебного МТС для сдачи практической части квалификационного экзамена в ГАИ, организация на основании заявления учащегося в 5-ти дневный срок со дня его подачи производит возврат денежных средств за не оказанную услугу.

ГЛАВА 8 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
93. Обучаемому, по желанию за отдельную плату, в соответствии с прейскурантом, предоставляются дополнительные практические, теоретические и компьютерные занятия.
94. При неявке учащегося на практическое занятие по управлению МТС в соответствии с согласованным и утвержденным графиком, ему предоставляется возможность выполнить пропущенное занятие за дополнительную плату.
95. Учащиеся, нарушающие внутренний порядок, дисциплину или технику безопасности на занятиях, могут быть отстранены от занятий преподавателем или мастером ПОУ МТС, о чем письменно докладывается руководителю организации.
96. Учащийся может быть отчислен приказом руководителя организации без возврата произведенной оплаты за обучение и топливо в следующих случаях:
при пропуске теоретических или практических занятий более 15 % от объема программы, без уважительной причины; Примечание: К уважительным причинам пропусков занятий относятся: болезнь учащегося, вызов в правоохранительные или судебные органы, военкомат; смерть или внезапное тяжелое заболевание близких родственников, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
при совершении грубого нарушения порядка организации занятий (прибытие на занятие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, срыв занятий, какие-либо хулиганские действия);
в случае отказа от обучения после регистрации группы в МЭО ГАИ.
97. Приказ об отчислении издается на основании докладной записки ведущего преподавателя учебной группы или мастера ПОУ МТС заместителям руководителя организации по учебной или производственной части соответственно.